фестиваль всего на свете
Тхо (Thổ)
Группа народов, проживающая в горах Северного Вьетнама, в основном в провинции Нгеан. Сейчас их около 69 тысяч человек (68 394 человека*). Каждый год в деревне начинается с выбора главы деревни и его секретаря. Главой может стать один из самых уважаемых людей деревни, когда жители решат, что могут на него полагаться. Свадебные церемонии тоже основаны на доверии: перед свадьбой влюбленный юноша обязан пройти через нгу май (ngu mai, дословно "спящая девушка"), церемонию, когда ему надо провести рядом с избранницей целую ночь. Но нельзя не то, что целовать, нельзя даже касаться девушки. Считается, что эта церемония показывает способность мужчины к самоконтролю и каждый, кто провалит экзамен, не только не поженится, он будет навечно опозорен в глазах всей деревни.
Тхо поклоняются целому ряду духов и богов, однако самым главным считается дух героя, впервые пришедшего на земли сегодняшних тхо и приведший за собой весь народ.

Синьмун (Xinh Mun,Con Pua, Puộc, Pụa)
Жители северо-запада Вьетнама, обитатели провинций Лайтяу и Шонла. 18 018 человек до сих пор сохраняют свои дома на сваях (многие мон-кхмерские народы отказались от свайных домов и перешли на постройки на земле). Синьмун Лаоса - буддисты, однако во Вьетнаме этот народ сохранил свои анимистические верования и ритуалы. Например, во время сборки риса проводится большое количество церемоний и одновременно начинают действовать различные табу, так как этот период связан не только с духами риса, но и духом всей деревни. Также каждый Синьмун связан с животным, являющимся тотемом его семьи (название этого животного также является фамилией семьи). Нельзя убивать или наносить любой вред этому животному ни при каких обстоятельствах. Птица де де (de de) священна для всех Синьмун и никто не может ее тронуть.
Интересна и такая свадебная традиция: когда молодая пара женится, они должны отречься от своего имени. Новое имя им даст младший брат матери невесты.
Беднейшие из Синьмун зовутся другими народами "Людьми желтых листьев" - они живут в простейших жилищах, сделанных из листьев банана и отправляются в путь как только листья начинают желтеть и портиться.

Седанг (Xe Dang, Sedang, Xơ Đăng)
Проживают в провинциях Зялай-Контум, Куангнам-Дананг, Нгиабинь. Численность — 127 148 человек. У народа до сих пор не существует фамилий, а само имя - это одно слово с префиксом, обозначающим пол владельца: "А" для мужчи и "И" для женщин (например: И Хонг). Седанг - анимисты, в пору урожая проводится целый ряд ритуалов и празднеств, в частности - жертвоприношения и праздники в честь "Матушки Риса", покровительницы грядущего урожая.
У народа существует миф о Великом Потопе, унесший жизни большей части людей и оставивший в живых брата с сестрой, самых чистых и непорочных.
Седанг увлекаются боевыми искусствами, рисованием и скульптурой, а также известны как удивительные архитекторы, способные построить дом с множеством комнат без единого гвоздя.

Стиенг (Xtiêng)
Народ, живущий на севере провинции Биньфуок, а также в Донгнай и Тайнинь. По данным на 1999 г. их 6 059 человек. После колониальных времен решался вопрос о границе, однако малые народы не учитывались в этом споре, границу проводили прямо по землям, где обитали Стиенг. До сих пор встречается ситуация, когда половина семьи живет в Камбодже, а другая половина - во Вьетнаме. Стиенг не практикуют жизнь нескольких семей в одном доме, каждая новая семья живет отдельно. У этого народа возраст высчитывается не по дню рождения, но по количеству урожая, которое они собрали. Стиенг все еще практикуют татуировки - тело и лицо покрывается простыми мотивами.
Большинство Стиенг анимисты и буддисты, однако из Камбоджи все больше проникает христианство и на сегодняшний день около тысячи человек считаются католиками.

*здесь и далее данные за 1999 г.

@темы: малые народы, современный Вьетнам