фестиваль всего на свете
Пришло время рассказать о тибето-бирманских народах Вьетнама.

Конг (Cống)
Народ, проживающий вдоль реки Да ( sông Đà, Черная река) в провинции Лайтяу количеством в 1 676 человек.* Общество Конг разделено на кланы, каждый из которых имеет свои ритуалы, табу, главного среди них, а также свои алтари и церемонии, посвященные предкам. Народ славится своим мастерством рыбалки - умелый рыбак сможет поймать рыбу даже голыми руками! При взгляде на девушку Конг можно сразу понять замужем ли она - как только пара обручилась, молодая жена обязана заплетать волосы в шиньон. Нередки случаи, когда свадьбу играют заведя детей. Интересно, что у Конг свой календарь, где у каждого месяца свое животное.

Хани (Hà Nhì)
17 535 человек этого народа проживают в провинциях Лайтяу и Лаокай. Имя каждого Хани состоит из двух частей - имя рода и личное имя. Интересная особенность: последний слог имени отца всегда становится первым слогом в имени сына. Хотя среди них попадаются христиане, в основном народ верит в смесь анимизма с идеями буддизма и конфуцианства. За религиозные обряды отвечают трое людей: зуйма проводит основные праздники, бейма - экзорцист и маг, а нима отвечает за предсказания и лечебные травы. Когда наступает время хоронить человека, Хани решают это так: в воздух бросают яйцо и там, где оно упало будет могила. А вот свадьба, наоборот, не простая - на свадьбах поют песни, а известная свадебная песня Хани содержит 400 куплетов!

Лаху (La Hủ)
Соседи с Хани по Лайтяу, Лаху - это 6 874 человека. Народ этот верит в множество богов, поэтому познакомившись в 17 веке с буддизмом, а в 20-м - с христианством, они просто добавили идеи религий к своим собственным верованиям. Когда в семье рождается ребенок, имя он свое получает только на третий день. Если во время этих дней в гости придет человек, не родственный никому из домочадцев, он получает право назвать ребенка. Лаху пошли еще дальше Конг - не годы, не месяцы, но каждый день посвящен какому-то животному (дракон, тигр, овца и т.д., всего 12) Хоронят людей не на кладбище, даже не в земле - мертвеца помещают в пустой ствол дерева.

Лоло, И (Lô Lô)
3 307 человек, проживающих в провинциях Хазянг, Каобанг и Лаокай. До недавнего времени у Лоло была своя письменность, однако сейчас она уже не используется. (на нее можно посмотреть здесь) Имя состоит из родового и личного. Родовое имя состоит обычно из двух слогов (например, Зеку, Буйю, Лаха), личное - из дву-трех слогов ( Алу, Вани, Хуши и др.). Лоло - анимисты, хотя встречаются даосы, буддисты и христиане. Похороны Лоло - просто праздник какой-то: около пяти дней они пляшут и едят, считается, что без этого душа умершего не сможет достигнуть загробной жизни.
Танец и (кит. трад. 彞族舞曲, упр. 彝族舞曲, пиньинь Yí Zú Wǔqǔ) — произведение для пипы написанное в 1960 году китайским композитором Ваном Хуэйжанем (кит. 王惠然, пиньинь Wáng Huìrán), основанное на традиционной музыке этого народа.

Фула (Phù Lá)
Большей частью живущий в Лаокай, этот народ также можно встретить в Лайтяу, Шонла и Хазянге. 9 046 человек анимисты с культом предков. После обручения, девушка живет в доме мужа, однако сама свадьба может состояться еще через пару лет. После смерти кого-то из членов семьи, Фула могут еще несколько дней приходить к гробу с мясом и другими продуктами - считается, что без них дух может проголодаться и не добраться до мира мертвых.

Сила (Si La)
Всего лишь 840 представителей этого народа проживают в провинции Лайтяу. Кошка у этих людей считается священным животным и основным тотемом. Нельзя наносить вред кошке или есть ее, однако, если случится поймать тигра, его есть дозволено. Интересно, что тогда как большая часть народов Вьетнама красит зубы в черный, у Сила было принято красить зубы в красный (правда, только у мужчин), однако сегодня эта традиция сошла на нет. Когда женщины этого народа беременеют, им запрещают есть многие продукты, вводится целый ряд табу. Когда же ребенок рождается, приглашают пожилую женщину дать ему имя. Имя мальчика будет обязательно начинаться с Ча, а девочки - кончаться на Ко. На похоронах не разрешается плакать, нужно петь и танцевать, а также проводить ритуал, в котором душе умершего дают указания как добраться в земли предков.


*здесь и далее - данные за 1999 г.

@темы: малые народы, современный Вьетнам