Мнонг (M'nông)
Весь народ Мнонг, проживающий на терриитории Вьетнама количеством 92 451 человек* можно поделить на три группы:
-Центральные Мнонг, живущие в провинциях Даклак и Ламдонг. Почти все они являются христианами. У племен также практикуется анимизм, ритуальное жертвоприношение животных включено во многие ритуалы, от свадеб до похорон. Эти люди известны тем, что до сих пор являются всадниками на слонах, укрощение и приручение этих животных практикуется у одного из племен под названием Бунонг (Bunong, как вариант Phnong). Глава одной из деревень этого племени, Нтху Кнул (N'Thu K'Nul) был даже одарен титулом "Король охотников на слонов", после того как поймал белого слона и подарил его тайскому королю в 19 веке.
-Восточные Мнонг, соседствующие с Цетральными Мнонг на территории Даклака и Ламдонга.
-Южные Мнонг провинции Биньфуок.
Почти все Мнонг практикуют анимизм, а кроме христианства встречается также тхеравада-буддизм. Народ известен своей любовью к спиртным напиткам (они пьют их через трубки, воткнутые в один большой сосуд) и курением табака, завернутого в листья. Мнонги также интересны тем, что до сих пор сохраняют матриархат. Дети берут фамилию матери, она же является главой семьи. Даже главный дух Мнонг - дух риса зовется "Матушка Риса". В семье принято иметь много детей, особенно хорошо, когда большая их часть - девочки. Ребенку дается имя лишь по прошествии года его жизни.
Мыонг (Mường)
Представители народа мыонг проживают на севере Вьетнама в провинциях Нгиало, Виньфу, Хатэй, Ниньбинь, Тханьхоа, Нгеан, Куангбинь, а также в провинции Хоабинь. Всего их 1 137 515 человек. Слово "мыонг" тайского происхождения, оно значит "район, область". Мыонг стараются подчеркнуть свое отличие от жителей гор и равнин, называя себя "монглонг" - "народ, живущий в центре". Несмотря на наличие своего языка, у народа нет своей письменности. Об этом рассказывает шуточная легенда:
«В старину пошли мыонг за письменами, идут обратно, а на пути ручей, положили они письмена в рот да и проглотили их ненароком. Потому теперь каждый раз, когда читать приходится, надо голос напрягать, чтобы письмена опять явились»
Как и у многих народов, самую большую ценность среди инструментов у Мыонг имеют гонги. Чтобы заполучить гонг, его меняют на буйвола или корову. Гонг — самое ценное, что родители могут дать дочери в качестве приданного. Самыми ценными считаются древние гонги, которые являются символами знатности и богатства. Больше всего гонгов находится у жителей деревни Мыонгтханг (уезд Каофонг), число которых приблизительно составляет 2.969 . Мыонг верят в то, что внутри древнего гонга находится Бог-ангел судьбы с неограниченной властью. От него зависит исход войны, урожай, здоровье и благополучие людей.
Оду (Ơ Đu)
Народ, проживающий в провинции Нгеан, один из самых малочисленных - всего 300 человек. Хотя среди Оду нередки христиане, большая часть людей придерживается мифов и ритуалов предков. Например, считается, что умерший человек не уходит, а остается духом-покровителем дома. Новый год Оду празднуют ни по лунному, ни по европейскому календарю - год начинается тогда, когда первый весенний гром прогремит в небе. До недавнего времени этот народ сохранял свой язык, однако он почти исчез, уступив языкам Кхму и тайцев. У Оду не существовало имен, однако теперь при надобности они используют фамилию Лао или Тхай.
Сегодня многие молодые люди Оду стесняются своих корней и ритуалов, поэтому стараются сойти за тайцев.
Рмам (Rơ Măm)
Тоже небольшая группа (всего 351 человек), проживающая в провинции Контум. Каждая семья этого народа состоит из 10-20 человек, проживающих под одной крышей и умудряющихся не мешать друг другу. Под одной крышей могут жить несколько семей, однако они будут есть в разных комнатах, спать в разных комнатах и встречаться лишь изредка. Сегодня специалистам все сложнее отличать Рмам от соседствующих народов (особенно Зе-ченг), так как они активно ассимилируются и женятся на девушках из других народов, перенимая их привычки и устои.
Интересной особенностью свадебных обрядов Рмам является возможность развестись в первые семь дней общей жизни. Однако после этих пробных дней паре уже никогда не разрешат разойтись. После свадьбы пара будет жить 4-5 лет в доме мужа, затем столько же в доме жены. Они будут менять дома вплоть до времени когда кто-то из их родителей умрет. Как только ребенок в семье Рмам появляется на свет, ему сразу дают имя, однако запрещено иметь одинаковое имя с кем-то из жителей деревни.
Таой (Tà Ôi)
39 960 человек, проживающих в провинциях Тхиенхюэ и Куангчи. Слово "таой" на языке самой народности значит "люди гор". Люди этого народа верят в сложную систему, в основе которой лежит анимизм. Так, любая букашка, ствол дерева и камень имеет душу, однако одновременно все в этом мире подчинено единому духу. Единый дух не имеет пола или каких-то определенных качеств, это скорее общий дух, наполняющий все живое. В то же время духи каждого отдельного предмета или живого существа имеют свои обязанности и узнаваемые черты.
Кроме сложной системы верований (она частично выложена на странице Таой в Википедии - здесь), люди практикуют особую "любовную магию". Считается, что если собрать смолу с лапок красно-черной птички Ко-тать (Ko-tach) и поместить ее на корзину или волосы приглянувшейся девушки, та последует за тобой хоть на край света. Однако птичка эта больше не встречается во Вьетнаме, поэтому за любовью юноше придется ехать в Лаос.
*здесь и далее данные за 1999 г.
viet-nam
| понедельник, 02 августа 2010