«Аге́нт О́ранж» (англ. Agent Orange) — название смеси дефолиантов и гербицидов синтетического происхождения. Применялся американской армией во Вьетнамской войне с 1961 по 1971 годы в рамках программы по уничтожению растительности «Ranch Hand». Название появилось из-за оранжевой окраски бочек для транспортировки дефолиантов.
«Агент Оранж» представлял собой смесь 1:1 2,4-дихлорфеноксиуксусной кислоты (2,4-D) и 2,4,5-трихлорфеноксиуксусной кислоты (2,4,5-T) и, так же как и ряд других применявшихся в конфликте веществ («Агент Пурпур», «Агент Пинк», «Агент Блю», «Агент Уайт» и «Агент Грин») производился по упрощённой технологии синтеза. В связи с этим он содержал значительные концентрации диоксинов, которые вызывают рак и генетические мутации у соприкасающихся с ними людей. В общей сложности около 14 % территории Вьетнама было подвергнуто воздействию этого яда.
По данным вьетнамского Общества пострадавших от диоксина, из трёх миллионов вьетнамцев—жертв химиката к настоящему времени свыше миллиона человек в возрасте до 18 лет стали инвалидами, страдающими наследственными заболеваниями.
(с) википедия
Деревня ДружбыДеревня, наполненная любви и гуманизма, боли и страданий детей бывших фронтовиков, бывших добровольцев во время войны против американской агрессии. Все они - жертвы применения оранжевого агента (диоксина), который США сбрасывали на Вьетнам во время войны. Это вьетнамская деревня Дружбы.
Горе детей и золотые сердца
Девочка Мэй все время хочет носить медицинский халат. Она берет стетоскоп и, как настоящий врач, осматривает набивного медвежонка. И при этом весело смеется. Другие дети заливаются смехом, глядя на эту игру. Их головы криво наклоняются из стороны в сторону, а руки делают непроизвольные взмахи. Это обычная картина во вьетнамской деревне Дружбы в классе для детей с отклонениями умственного развития, вызванными последствиями применения оранжевого агента. Девочке Мэй уже 13 лет, но она плохо понимает, нечетко говорит и едва передвигается на кривых ногах. Ее отец умер, а все четыре братьев страдают психическими заболеваниями.
Дети в этом классе сильно отличаются по возрасту.
- Их очень трудно учить, - говорит учительница Нгуен Тхи Йен, - они уже в третьем классе, но многие читают с трудом, плохо произносят слова не только потому, что они страдают нарушениями речевого аппарата, но и в силу их слабой памяти. Учат и тут же забывают. Но мы стараемся, продвигаемся понемножку.
Кроме общего образования ребята еще обучаются шитью и вышиванию, изготовлению пластмассовых цветов. Их руки неловкие, а восприятие слабое, но их изделия уже в какой-то мере отвечают ожиданиям взрослых. Это дает детям не только радость и уверенность здесь, но и возможность хоть чем-то помогать своим семьям, когда они вернутся к жизни в обществе.
В этой деревне трудно распознать возраст детей. Некоторым уже пошел тринадцатый год, но их организм не более развит, чем у детей семи-восьми лет. Глядя на непрерывно склоняющиеся головы, скрюченные руки, которые едва могут поднести ложку риса ко рту, невозможно удержать слез. И все же они смеются, поют, радуются, когда кто-то приходит к ним в гости. Несмотря ни на что, они стремятся к лучшему.
Специалист по физической терапии датчанка Айлен работает в этой деревне добровольцем. Она подарила детям оборудование по функциональной реабилитации. Уже много лет она инструктирует двух технических работников, непосредственно лечащих детей. После периода физической терапии многие из ребят, которые едва передвигались на пальцах, теперь уже ходят почти нормально. Тем не менее, в состоянии многих не происходит улучшений, несмотря на многолетнее лечение в этой деревне. Такие дети пока не могут вернуться в свою семью. Детям с тяжелыми увечьями требуется хирургическое вмешательство, но вследствие ограниченных финансовых возможностей (финансирование деревни, в основном, поступает от пожертвования организаций и частных лиц в стране и за рубежом) подобных операций было проведено немного.
Добрый друг
Сюэль Джонс - американский ветеран войны, воевавший во Вьетнаме в 1968 году, теперь является членом Международного комитета по деревням Дружбы. Вот уже 4 года он работает добровольцем в этой деревне, знакомит с ней зарубежных гостей и получает от них финансовую поддержку. Сегодня он приехал в деревню, чтобы навестить детей и встретиться с вьетнамскими бывшими фронтовиками и членами добровольных бригад. Он сидит за чаем с ветеранами, которые только что пришли с сеанса физической терапии. Джонса тронул рассказ фронтовика Выонга (из пров. Тхайнгуена), у которого после войны родилось семеро детей. Трое из них умерло из-за последствий применения оранжевого агента, которым подвергнулся их отец, а из оставшихся один смог открыть глаза только через 3 месяца после рождения. Джонс сидит печальный, потому что у всех собеседников тяжелые судьбы. Сам Сюэль Джонс тоже пострадал от оранжевого агента, его жена после ряда выкидышей уже больше не может стать матерью. Он внести свой посильный вклад гуманное дело этой деревни по уходу за фронтовиками, пострадавшими от химикатов, и ветеранами, получившими ранения во время войны, у которых трудная жизнь.
К концу дня Джонс уходит. За ним толпой бегут дети. Один из них хватает его за брюки и, смеясь, говорит что-то, но его голова наклонена в сторону, и произношение получается невнятным. Наверное, он прощается с американским другом.
Вьетнамская деревня Дружбы (при Ассоциации ветеранов войны Вьетнама), расположенная в местечке Ванкань уезда Хоайдык провинции Хатэй, была основана 18 марта 1998 г. при поддержке вьетнамского правительства и ветеранов войны из Германии, Франции, США, Японии и Англии с целью ухода и лечения, обучения грамоте и профессии детей, пострадавших от применения оранжевого агента, а также лечения бывших вьетнамских фронтовиков и добровольцев, подвергнувшихся во время войны воздействию оранжевого агента и испытывающих трудности в настоящей жизни.
Выонг Мо
Иллюстрированный журнал ВьетнамНят-нам в темуПост с фотографиямиФотограф Джонатан Тейлор посетил Вьетнам ради серии фотографий о последствиях американско-вьетнамской войны и применения Агента Оранжа. Джонатан о проблеме: "Земля там до сих пор настолько загрязнена, что третье поколение детей рождается с ужасными дефектами". Почти все фотографии, что он опубликовал на Фликре, сопровождаются небольшой историей людей на них.
Слева-девятнадцатилетняя Ле Тхи Хонг Хань. Родилась с руками и ногами, но ее кожа слезает, все тело-масса из струпьев и открытых ран. Ее руки и ноги стерлись до обрубков. Слева - Ле Тхи Ми Тиен, 11 лет.
Их мать жила в провинции Куанг Нгай и помнит как Агент Оранж падал на рисовые поля. Весь урожай погиб и жителям деревни пришлось просить еды в соседних провинциях. Вся серия на Фликре.Сайт автора