У вьетнамцев есть загадка: "Как барабан, но пробитый сверху и снизу, у нас есть, а у китайцев нет."
Оказалось, что они имеют ввиду юбку.
Это только сейчас в представлении европейцев о вьетнамской традиционной одежде укоренился образ девушки в "ао зай" - длинном платье с брюками. На самом деле, история развития вьетнамской одежды представляет собой калейдоскоп изменений и новшеств.
Исторически так сложилось, что в странах юго-восточной Азии, и женские, и мужские костюмы представляли собой длинные туники. Во Вьетнаме, у мужчин был ещё пояса, к которым была прикреплена ткань, создававшая некое подобие штанин. У женщин же была юбка с запахом.
Насколько известно, первое в цепочке вьетнамских женских нарядов - ао зьао лань (áo giao lãnh). Платье имело пять пол (три спереди - одна широкая и две поверх нее, две сзади), в общем-то сильно походила на последующее ао ты тхан (áo tứ thân), за исключением того, что две его передние полы были перекрещены, но не связывались, а накидывались одна на другую. В ао ты тхан структура такая же, но две передние полы связываются. Это платье фактически просуществовало на правах основного женского наряда до начала XX века, а в некоторых районах северного Вьетнама девушки до сих пор одевают его на важные праздники.
фото
Параллельно с ао ты тхан существовал еще ао нгы тхан (áo ngũ thân). Это платье стало выходным для дам высшего света. Рукава могли быть широкими, появились застежки спереди, под него почти всегда одевали свободные черные брюки. Платье имело пять пол, которые ассоциируются с пятью элементами: Металл, Дерево, Вода, Огонь, Земля.
фото
Все сказанное выше - изменения и модификации традиционного женского наряда на севере современного Вьетнама (южная часть была завоевана в 17 веке). И на юге также складывались свои традиции, во многом отличные от столичного севера, а позже, императорской столицы Хюэ в центральной части страны.
Например, до сих пор существует удобный и красивый женский костюм ао ба ба (Áo bà ba). По сравнению с северными нарядами, он может показаться простым, но только на первый взгляд.
Состоит костюм из прямых черных шелковых брюк и блузы с длинными рукавами, рядом пуговиц спереди по центру и двумя большими карманами.
фото
Под все вышеперечисленные наряды неизменно надевался ао ием (áo yếm), закрывающий грудь спереди и завязывающийся тонкими тесемками на спине. Его цвет зависел от цвета блузы, чаще всего они должны были отличаться.
фото
И как итог, конечно же ао зай (áo dài).
Когда и где он появился, точно не известно. Некоторые думают, ао зай был создан на юге, при модернизации одежды на европейский лад. Другие полагают, что создателем ао зая можно назвать художника по имени Кат Тыонг. Он действительно поднял горловину платья и переместил застёжки ближе в боковому шву и к плечу. Также, есть версия, что ао зай появился в Париже в 1921 году.
Традиционно ао зай состоит из облегающей блузы с длинными до пят полами спереди и сзади, которая одевается поверх свободных черных или белых брюк. Постепенно под влиянием моды блуза видоизменялась, становилась короче, пока не достигла сегодняшней длины чуть ниже колен. Например, в 1968 году появился ао зай хиппи (áo dài hippy).
фото
Цвет ао зай показателен для возраста и статуса. Так молодые девочки носят белые блузы без украшений, символизирующие их чистоту. Становясь старше, они начинают носить одежду мягких пастельных тонов. Замужние женщины носят платья ярких, богатых цветов. Также сложилась определённая традиция, что белый цвет носят студенты, фиолетовый - влюблённые, красный – невесты, синий – уважаемые люди, старосты или чиновники. Но сейчас чиновничьи ао зай непопулярны, кроме случаев исполнения музыкальных выступлений и спектаклей.
В последнее время ао зай набирает популярность на юге среди школьниц и служащих офиса и одевается на формальные мероприятия, празднования Нового года, свадебные торжества. Бордовый ао зай – форма стюардесс внутренних вьетнамских авиалиний. Для обозначения социального положения ао зай надевают женщины, работающие продавцами в магазинах, или имеющие более высокий социальный статус, в то время как обычные работники носят ао ба ба.
фото
Оказалось, что они имеют ввиду юбку.
Это только сейчас в представлении европейцев о вьетнамской традиционной одежде укоренился образ девушки в "ао зай" - длинном платье с брюками. На самом деле, история развития вьетнамской одежды представляет собой калейдоскоп изменений и новшеств.
Исторически так сложилось, что в странах юго-восточной Азии, и женские, и мужские костюмы представляли собой длинные туники. Во Вьетнаме, у мужчин был ещё пояса, к которым была прикреплена ткань, создававшая некое подобие штанин. У женщин же была юбка с запахом.
Насколько известно, первое в цепочке вьетнамских женских нарядов - ао зьао лань (áo giao lãnh). Платье имело пять пол (три спереди - одна широкая и две поверх нее, две сзади), в общем-то сильно походила на последующее ао ты тхан (áo tứ thân), за исключением того, что две его передние полы были перекрещены, но не связывались, а накидывались одна на другую. В ао ты тхан структура такая же, но две передние полы связываются. Это платье фактически просуществовало на правах основного женского наряда до начала XX века, а в некоторых районах северного Вьетнама девушки до сих пор одевают его на важные праздники.
фото
Параллельно с ао ты тхан существовал еще ао нгы тхан (áo ngũ thân). Это платье стало выходным для дам высшего света. Рукава могли быть широкими, появились застежки спереди, под него почти всегда одевали свободные черные брюки. Платье имело пять пол, которые ассоциируются с пятью элементами: Металл, Дерево, Вода, Огонь, Земля.
фото
Все сказанное выше - изменения и модификации традиционного женского наряда на севере современного Вьетнама (южная часть была завоевана в 17 веке). И на юге также складывались свои традиции, во многом отличные от столичного севера, а позже, императорской столицы Хюэ в центральной части страны.
Например, до сих пор существует удобный и красивый женский костюм ао ба ба (Áo bà ba). По сравнению с северными нарядами, он может показаться простым, но только на первый взгляд.
Состоит костюм из прямых черных шелковых брюк и блузы с длинными рукавами, рядом пуговиц спереди по центру и двумя большими карманами.
фото
Под все вышеперечисленные наряды неизменно надевался ао ием (áo yếm), закрывающий грудь спереди и завязывающийся тонкими тесемками на спине. Его цвет зависел от цвета блузы, чаще всего они должны были отличаться.
фото
И как итог, конечно же ао зай (áo dài).
Когда и где он появился, точно не известно. Некоторые думают, ао зай был создан на юге, при модернизации одежды на европейский лад. Другие полагают, что создателем ао зая можно назвать художника по имени Кат Тыонг. Он действительно поднял горловину платья и переместил застёжки ближе в боковому шву и к плечу. Также, есть версия, что ао зай появился в Париже в 1921 году.
Традиционно ао зай состоит из облегающей блузы с длинными до пят полами спереди и сзади, которая одевается поверх свободных черных или белых брюк. Постепенно под влиянием моды блуза видоизменялась, становилась короче, пока не достигла сегодняшней длины чуть ниже колен. Например, в 1968 году появился ао зай хиппи (áo dài hippy).
фото
Цвет ао зай показателен для возраста и статуса. Так молодые девочки носят белые блузы без украшений, символизирующие их чистоту. Становясь старше, они начинают носить одежду мягких пастельных тонов. Замужние женщины носят платья ярких, богатых цветов. Также сложилась определённая традиция, что белый цвет носят студенты, фиолетовый - влюблённые, красный – невесты, синий – уважаемые люди, старосты или чиновники. Но сейчас чиновничьи ао зай непопулярны, кроме случаев исполнения музыкальных выступлений и спектаклей.
В последнее время ао зай набирает популярность на юге среди школьниц и служащих офиса и одевается на формальные мероприятия, празднования Нового года, свадебные торжества. Бордовый ао зай – форма стюардесс внутренних вьетнамских авиалиний. Для обозначения социального положения ао зай надевают женщины, работающие продавцами в магазинах, или имеющие более высокий социальный статус, в то время как обычные работники носят ао ба ба.
фото
как мне сказал там один таксист: "Во Вьетнаме, как и во всем мире есть хорошие люди, а есть плохие. Тебе нужно выбирать только хороших. Например я - хороший!". так и с красотой.)