фестиваль всего на свете
Самая большая этническая группа во Вьетнаме - это, конечно, кинь (вьетнамцы). Трудно поспорить с 86 процентами населения (данные за 1999 г.). Однако, страна полна и другими удивительными народностями (по-вьетнамски "nhóm dân tộc thiểu số" - этнические меньшинства) о которых мы и постараемся рассказать вам на этой неделе. Всего во Вьетнам 54 разных народа, объединенных в семь групп - мон-кхмер, тай-тхай, тибето-бирманцы, малайско-полинезийские народы, кадай, монг-зао и хан.
Понедельник мы посвящаем мон-кхмерам, самой большой группе народов в количестве 25 штук.
Банар (Bahnar, Ba Na)
Живут преимущественно в провинциях Зялай и Контум (плоскогорье Тэйнгуен), а также на побережье в провинциях Биньдинь и Фуиен. Их численность составляет 174 456 человек.* Кроме вьетнамского, Ба На говорят на своем языке, относящимся к мон-кхмерской группе. (послушать его можно, например, здесь)
Кроме своих собственных культов (среди которых и анимизм), Ба На практикуют и христианство. По данным сайта Joshua Project, христиане составляют 14% от всех Ба На. Центральным в любой деревне будет ронг (rong) или общинный дом, чья крыша может достигать до 30 метров высоту. Ронг - это не только центр культурной и повседневной жизни Ба На, это еще и дом для молодых людей, изучающих историю народа и готовящихся стать мужчиной. Также практикуется прокалывание ушей в юном возрасте - малышам уже после первого месяца жизни полагаются сережки. Серьги - это знак того, что человек является частью общины и считается, что с непроколотыми ушами человек имеет все шансы после смерти попасть в страну обезьян.
Несколько людей этого народа прогремели на весь Вьетнам, среди них, например, Динь Нуп, герой, поднявший свой народ на борьбу против французов. Он же является главным героем книги писателя Нгуена Нгока "Страна поднимается" (Đất nước đứng lên).
Популярная во Вьетнаме певица Сиу Блэк также является Ба На.
Брау (Brâu)
Народность, встречающаяся в Лаосе, Камбодже и, конечно, Вьетнаме, где их всего 313 человек. В стране они проживают в основном в провинции Контум. Брау интересны тем, что у них всего две фамилии - Тхао (для мужчин) и Нанг (для женщин). Вплоть до недавнего времени Брау были кочевниками, однако сегодня почти все они живут на одном месте, в основном в деревне Дак Ме в провинции Контум. Среди Брау практикуется татуаж лица и подпиливание зубов. Немаловажной частью жизни народа является музыка - в арсенале музыканта из народа Ба На множество инструментов - от гонгов до оригинального инструмента клонг пут - несколько трубочек из бамбука, соединенных в месте. Играть на нем можно хлопая в ладоши разными способами над отверстиями в бамбуке.Что касается гонгов, то инструмент этот настолько ценится, что набор из нескольких гонгов приравнивается к 30-50 буйволам. Большинство Брау - анимисты, самым главным духом считается Па Сэй ( Pa Xây), создатель всего на земле. Кроме того, в пантеоне Брау есть и духи стихий (включая духа небес) и духи-покровители людей, у каждого свой.
Бру ( Brao, Bruu, Brou, Bru-Vân Kiều)
Кроме Ветнама, попадаются также в Лаосе и Таиланде. К 1999 г. их было 129 559 человек. Проживают в провинциях Куангбинь, Куангчи, Даклак и районах около г. Хюэ. Среди Бру попадаются и буддисты, и анимисты и христиане.
Предки Бру были кхмерами и их империя существовала до 13 века пока тайцы и вьетнамцы не разорили их. "Бру" значит "гора" и так народ прозвали из-за мест где они обычно проживают. Когда кто-то из членов семьи умирает, считается, что его душа продолжает жить в чаше или кувшине. Те же предметы быта могут также стать сосудами для духов удачи - у каждого из членов семьи есть счоя чаша с судьбой, которую помещают на общий алтарь.
Чо Ро (Chau Ro, Do Ro, Chơ Ro)
Количеством 22 567 человек проживают в провинциях Донгнай, Биньзыонг, Биньфыок, Биньтхуан, Ламдонг и в окрестностях Вунгтау. Чо Ро верят, что у всего в мире есть душа и дух-покровитель. Духи имеют особую власть над людьми, поэтому вовлечены в целый ряд ритуалов и накладывают особые табу на людей. Самым важным среди праздников считается день поклонения духу леса и риса.
В жизнь Чо Ро вплетаются как и матриархальные устои, так и патриархальные: например, в свадьбе предложение делает семья жениха, однако сам обряд является обязанностью дома невесты.

Чыт/Тьыт (Chứt)
Небольшой народ (3 829 человек), живущий на побережье в провинции Куангбинь. Чыт разделяют на Рук, Май, Арем и Май Лиенг. В отличие от большинства народов, у Чыт нет общинного дома, каждая семья (клан) имеет своего лидера. Однако в условиях современной жизни семьям приходится избирать лидера и представителя деревни, которым становится лидер самой влиятельной семьи.
*здесь и далее используются данные от 1999 г.
Понедельник мы посвящаем мон-кхмерам, самой большой группе народов в количестве 25 штук.

Живут преимущественно в провинциях Зялай и Контум (плоскогорье Тэйнгуен), а также на побережье в провинциях Биньдинь и Фуиен. Их численность составляет 174 456 человек.* Кроме вьетнамского, Ба На говорят на своем языке, относящимся к мон-кхмерской группе. (послушать его можно, например, здесь)
Кроме своих собственных культов (среди которых и анимизм), Ба На практикуют и христианство. По данным сайта Joshua Project, христиане составляют 14% от всех Ба На. Центральным в любой деревне будет ронг (rong) или общинный дом, чья крыша может достигать до 30 метров высоту. Ронг - это не только центр культурной и повседневной жизни Ба На, это еще и дом для молодых людей, изучающих историю народа и готовящихся стать мужчиной. Также практикуется прокалывание ушей в юном возрасте - малышам уже после первого месяца жизни полагаются сережки. Серьги - это знак того, что человек является частью общины и считается, что с непроколотыми ушами человек имеет все шансы после смерти попасть в страну обезьян.
Несколько людей этого народа прогремели на весь Вьетнам, среди них, например, Динь Нуп, герой, поднявший свой народ на борьбу против французов. Он же является главным героем книги писателя Нгуена Нгока "Страна поднимается" (Đất nước đứng lên).
Популярная во Вьетнаме певица Сиу Блэк также является Ба На.

Народность, встречающаяся в Лаосе, Камбодже и, конечно, Вьетнаме, где их всего 313 человек. В стране они проживают в основном в провинции Контум. Брау интересны тем, что у них всего две фамилии - Тхао (для мужчин) и Нанг (для женщин). Вплоть до недавнего времени Брау были кочевниками, однако сегодня почти все они живут на одном месте, в основном в деревне Дак Ме в провинции Контум. Среди Брау практикуется татуаж лица и подпиливание зубов. Немаловажной частью жизни народа является музыка - в арсенале музыканта из народа Ба На множество инструментов - от гонгов до оригинального инструмента клонг пут - несколько трубочек из бамбука, соединенных в месте. Играть на нем можно хлопая в ладоши разными способами над отверстиями в бамбуке.Что касается гонгов, то инструмент этот настолько ценится, что набор из нескольких гонгов приравнивается к 30-50 буйволам. Большинство Брау - анимисты, самым главным духом считается Па Сэй ( Pa Xây), создатель всего на земле. Кроме того, в пантеоне Брау есть и духи стихий (включая духа небес) и духи-покровители людей, у каждого свой.

Кроме Ветнама, попадаются также в Лаосе и Таиланде. К 1999 г. их было 129 559 человек. Проживают в провинциях Куангбинь, Куангчи, Даклак и районах около г. Хюэ. Среди Бру попадаются и буддисты, и анимисты и христиане.
Предки Бру были кхмерами и их империя существовала до 13 века пока тайцы и вьетнамцы не разорили их. "Бру" значит "гора" и так народ прозвали из-за мест где они обычно проживают. Когда кто-то из членов семьи умирает, считается, что его душа продолжает жить в чаше или кувшине. Те же предметы быта могут также стать сосудами для духов удачи - у каждого из членов семьи есть счоя чаша с судьбой, которую помещают на общий алтарь.

Количеством 22 567 человек проживают в провинциях Донгнай, Биньзыонг, Биньфыок, Биньтхуан, Ламдонг и в окрестностях Вунгтау. Чо Ро верят, что у всего в мире есть душа и дух-покровитель. Духи имеют особую власть над людьми, поэтому вовлечены в целый ряд ритуалов и накладывают особые табу на людей. Самым важным среди праздников считается день поклонения духу леса и риса.
В жизнь Чо Ро вплетаются как и матриархальные устои, так и патриархальные: например, в свадьбе предложение делает семья жениха, однако сам обряд является обязанностью дома невесты.

Чыт/Тьыт (Chứt)
Небольшой народ (3 829 человек), живущий на побережье в провинции Куангбинь. Чыт разделяют на Рук, Май, Арем и Май Лиенг. В отличие от большинства народов, у Чыт нет общинного дома, каждая семья (клан) имеет своего лидера. Однако в условиях современной жизни семьям приходится избирать лидера и представителя деревни, которым становится лидер самой влиятельной семьи.
*здесь и далее используются данные от 1999 г.